По ту сторону… аптечного рая

О реформе здравоохранения сегодня не высказался разве что ленивый. «Все для блага человека», «все ради людей» - заверяют нас ответственные правительственные лица, сопровождая усилия федеральных властей по наведению порядка в сфере ценообразования на лекарства первой необходимости. Вот только наша повседневность жестче, грубее, реалистичнее, правдивее. Словами жизнь приукрашивается только на время, только с экрана, только болтовней. И только – с одной стороны. Как показывает практика, проблемы носят многоплановый, разносторонний характер и, к сожалению, не вписываются в прокрустово ложе чиновничьего понимания.

Возьмем банальную, но актуальную тему: лекарство. Десятки, сотни, тысячи заседаний чиновников. Министры рапортуют в кабинетах, с трибун, с экрана – медикаменты доступны, люди довольны. К сожалению, это – картинка. А что в реальности?!

Заходим в аптеку. На руках рецепт на лекарство. Вопрос – копеечный, но требующий вмешательства фармацевта: выписанный медикамент нужно приготовить, его нет в готовом виде и, соответственно, в простой продаже. Конечно, есть зарубежные аналоги, но стоимость их раз в пять-десять выше, да и сами медики не гарантируют, что их фармакологическое действие аналогично выписанному препарату.

Впрочем, подробности излишни: в нашей просьбе нам отказывают, так как в этой аптеке лекарства не готовят. Здесь нет ни базы для проведения таких работ, ни специалистов, ни разрешительной документации. И таких аптек – типичных посредников – большинство. Обойдя 15 (пятнадцать!) аптек различных сетей, названий и подчинений, нам повезло: в аптеке «Омское лекарство» медикаменты готовят по рецептам. Обрадовавшись, встаем в очередь. Впереди – всего три человека. Вроде бы, чепуха, если учесть, сколько аптечных учреждений нам пришлось проколесить в поисках «специализированной». Вот только радость была не долгой. Точнее – исчезла от долгого в-очереди-стояния: только через 40 (сорок!) минут от рецептурного отдела отходит первый посетитель. Оказывается, все операции работник аптека совершает вручную. Ручкой вписывает информацию о заказанном лекарстве в специальный журнал учета, на калькуляторе высчитывает соотношение ингредиентов, их стоимость он берет из другого списка. Одним словом, в век тотальной компьютеризации, модернизации и прогресса – вчерашний день, каменный век и профанация! Реформы, власти, чиновничьих усилий.

Из четырех человек, стоящих в очереди, двое уходят, грубо ругая сотрудника аптеки, которая аккуратно и внимательно выполняет свои профессиональные обязанности. «Неужели у вас нет компьютера, специальной программы, которая бы автоматически высчитывала стоимость лекарства, вносила записи, печатала талоны?», - пытаюсь я интеллигентно намекнуть на абсурдность ситуации в ХХI веке, в период тотальной модернизации. «Вопросы не к нам, у нас есть начальники!» - ответствует аптекарь. И он прав. Выстроенная вертикаль автоматически перенаправляет любой, самый пустяковый, элементарный вопрос «наверх». Потому как инициатива – наказуема, отчетность – запротоколирована, «благо людей» - достигнуто. К сожалению, вопросы не доходят до адресатов: уж больно они высоко и больно заняты. Да и, зачем портить показатели?! И такие гладкие речи правительственных чиновников…

Последние статьи